Россия впервые встретилась с сетевым маркетингом в 1989 поду на земле
города Новосибирска. Именно там появились первые дистрибьютеры компании
«Herbalife», чья продукция быстро распространилась по всей стране.
Впрочем, также быстро распространился и негативный имидж самого MLM и
ничего удивительного в этом нет.
Если в США и других западных странах MLM давно уже вошел в практику
повседневной жизни, а все крупные университеты имели кафедры сетевого
маркетинга и развитую систему обучения дистрибьюторов, плюс законы
против финансовых пирамид, то в России MLM упал на абсолютно сырую
почву. В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками
тысячи людей, не понявшими ни философии, ни стратегии этого бизнеса (да
и откуда было понять, если первые переводные книги по MLM появились
лишь годы спустя!). Вступая в серьезное и совершенно непонятное дело
без всякой подготовки, десятки тысяч россиян очень быстро терпели
неминуемый крах и покидали сетевой бизнес разочарованными, виня в своей
неудаче кого угодно и что угодно, только не себя. В первую очередь,
винили, конечно, сам MLM.
Большую лепту в распространение негативного общественного мнения о
сетевом маркетинге внесли и бурно распространившиеся в 90-х годах в
России многочисленные финансовые пирамиды, чья структура внешне весьма
похожа на MLM, за исключением главного: в сетевых компаниях люди
получают деньги за реальные продажи конкретных товаров, а в пирамидах —
за вербовку людей и торговлю «воздухом». Но общественное мнение не
вникало в такие «тонкости» и это явилось мощным фактором, сдерживающим
развитие в России этого социально-полезного и экономически выгодного,
как для самих людей, так и для государства дела.
Несмотря на полное отсутствие нормативной базы и негативное
общественное мнение, MLM, в силу именно объективных причин (о них
подробно пойдет речь ниже) получил свое бурное развитие и в нашей
стране, а затем и на всем постсоветском пространстве.
Второй компанией, проторившей дорожку в Россию, стал австрийский
Save-Invest, предложивший россиянам швейцарские страховые полисы. По
данным Росстрахнадзора, безуспешно боровшимся с австрийским страховым
брокером многие годы, россияне с удовольствием вкладывали в швейцарские
страховые программы (и вкладывают по сей день) десятки миллионов
долларов ежегодно, а десятки тысяч наших сограждан стали
дистрибьюторами этой австрийской фирмы (недавно она сменила гражданство
на швейцарское).
Позже в России появились зарубежные компании Avon, Enrich, Mary Kay,
Neways, NSP, Oriftame, Zepter, и многие другие, увидевшие в России
необъятный рынок сбыта для своих товаров. Проверенный десятилетиями во
всем мире экономический механизм безотказно сработал и у нас. Стали
возникать и отечественные сетевые фирмы — Витамакс, Мирра-Люкс,
Преображение... Число их множится ежегодно и, по оценкам газеты «Труд»,
рассказавшей, «Как сетевой маркетинг приживается в России», только в
Москве MLM в 1999 году занималось около миллиона человек, в России — до
3-х миллионов, а в странах СНГ — до 5 миллионов. Сетевики предлагают
сегодня широкий спектр товаров — от посуды до услуг Интернета — а
совсем недавно о своей приверженности системе MLM объявили такие
известные личности, как Анатолий Климин, владелец торговой марки
элитной женской одежды «Tot Klaim», один из крупнейших российских
предпринимателей, и не менее знаменитый бизнесмен Владимир Довгань, чье
имя еще недавно прочно ассоциировалось лишь с известными сортами водки
и сигарет.
Известные и умные бизнесмены наверняка вскоре заимеют массу
последователей среди своих коллег и сетевой рынок получит мощный толчок
для своего дальнейшего развития.
Появилась в России и своя научно-методическая база для развития MLM. С
1997 года регулярно выходит журнал «MLM-Перспектива» (как заявлено на
его обложке — «для тех, кто выбрал профессию XXI века»). Второй год
издается ежемесячная 24-х полосная газета «Хорошие Новости», освещающая
деятельность сетевых компаний и положение дел в сетевой индустрии в
целом. На Урале появилась своя сетевая газета «Четвертая волна» — орган
«Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства».
На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских
корифеев сетевого бизнеса — Тома Шрайтера, Джона Каленча, Джима Рона,
Джона Фогга... Появились на книжных прилавках и первые отечественные
«ласточки» наших лидеров MLM. Российский Институт психологии бизнеса
MLM, обосновавшийся в Санкт-Петербурге, выпускает профессиональные
видеофильмы и аудиокассеты по MLM, проводит региональные конференции,
собирающие сотни представителей различных MLM-компаний. Во многих
городах возникли и активно функционируют Центры профессионалов MLM.
Индустрия мощно развивается и финансовый кризис 1998 года лишь придал
ей ускорение: десятки тысяч «белых воротничков» остались без привычной
работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя свое второе
рождение, как бизнесмены.
Экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу 21-го века, сулит
дальнейший всплеск этого уникального бизнеса, многие миллионы россиян в
ближайшие годы найдут в нем свое новое призвание и удовлетворение.
Объективные причины тому порука, их набирается немало и они стоят того,
чтобы подробно их рассмотреть.