ЛИДЕРСТВО
Г. Степанов
(Успешный MLM-бизнес, № 1 (29), 2006)
Практики знают, как получить то, чего они хотят. Философы знают, чего им следует хотеть. Лидеры знают, как получить то, чего им следует хотеть.
Лидерству
можно научиться. Лидерство не открывают в себе, а развивают. Правда,
что всегда появляются «настоящие лидеры», но даже им, чтобы оставаться
лидерами, приходится постоянно совершенствовать черты характера, данные
от природы.
И взлеты, и падения в любом деле зависят от лидерства. Эффективность
нашей работы никогда не превысит нашего умения быть лидером, умения
вести людей за собой и оказывать на них влияние. Говоря
другими словами, от нашего умения быть лидером зависит уровень успеха —
и не только нашего, но и успеха всех, кто работает вместе с нами. В
подтверждение этому слова президента компании «Hyatt Hotels»: «Главное,
что я узнал за 27 лет работы в сфере обслуживания: 99 % служащих хотят
работать хорошо, но реальный результат их работы — всего лишь отражение
работы их работодателя».
Чтобы стать
лидером, надо прежде понять сущность интригующего и захватывающего
явления, именуемое лидерством. Существует множество определений, но ни
одно из них не способно в полной мере отразить его глубину и
масштабность. Обобщающим понятием всевозможных вариантов, несомненно,
является ВЛИЯНИЕ. Очень точно сказал об этом Джеймс Джорджес: «Что
такое лидерство? Уберите на какое-то время все моральные аспекты этого
понятия, и останется одно: лидерство — это способность приобретать
последователей. Лидерами были и Гитлер, и Джим Джонс. Иисус из
Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди — все
они были лидерами. Какими бы разными ни были их системы ценностей и
способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого их
них были последователи. И уже исходя из определения лидерства как
способности приобретать последователей, можно обсуждать качества лидера
и стиль лидерства».
Именно здесь кроется суть проблемы: чаще
всего мы определяем лидерство не как способность приобретать
последователей, а как способность достигать определенного положения или
должности. Исходя из этого определения, мы стремимся к
достижению должности, звания или титула, а по достижению своей цели
считаем, что уже стали лидерами. Такое понимание приводит к двум
типичным проблемам. Во-первых, люди, имеющие определенный статус,
страдают от недостатка последователей. Во-вторых, те, у кого нет
соответствующих титулов, могут не разглядеть в себе лидера и из-за
этого пренебречь развитием своих лидерских способностей.
Итак, лидерство — это влияние (то есть способность приобретать последователей).
Каждый из нас
на кого-нибудь влияет, и, безусловно, каждый из нас находится под
чьим-то влиянием. Вся наша жизнь состоит из встреч с людьми и
событиями, под влиянием которых мы стали именно такими, какими
являемся. Об этом замечательно сказал Дж. Р. Миллер: «Бывают
мимолетные встречи, оставляющие незабываемые впечатления, навсегда, на
всю жизнь. То, что мы называем словом «влияние», — загадка, понять
которую не может никто... но при этом каждый из нас постоянно оказывает
влияние на других, в одних случаях исцеляя, благословляя, оставляя
прекрасные воспоминания, в других — причиняя боль и обиду, отравляя,
оставляя в чужой жизни черные следы».
Влияние — это
мастерство, которому можно научиться и нужно учиться. С чего начинается
влияние? Влияние начинается с эффективной встречи (эффективные
коммуникации), приводящей к одобрению, а одобрение, в свою очередь,
порождает влияние. Эффективность встреч зависит в первую очередь от
того, понравимся ли мы собеседнику. Конечно, наш исходный статус при
встрече имеет значение, но не решающее. Специфика нашего бизнеса
предполагает входить в контакты и совместно работать с волонтерами,
«белыми воротничками» и молодежью. На волонтеров, то есть людей,
выполняющих добровольные обязанности, не действуют финансовые рычаги:
они работают не в организации «лидера по должности» и не за зарплату.
«Белые воротнички», привыкшие участвовать в принятии решений, не терпят
диктаторского стиля руководства. А на молодежь формальные символы
власти не производят особого впечатления.
Итак, то, что мы собой представляем (НАШ СТАТУС), характеризует первый уровень лидерства, или степень влияния. Соответствующие этому уровню качества, которые необходимо приобрести и развивать:
– хорошо знать, что от тебя требуется;
– знать историю своей компании;
– принимать на себя ответственность;
– делать свою работу как можно лучше;
– делать больше, чем от вас ожидают;
– предлагать творческие идеи, способствующие улучшению работы организации.
Как сказал Фред Смит: «Лидерство — это умение убедить людей работать для вас даже тогда, когда они не обязаны делать это».
Такое становится возможным лишь при переходе на второй уровень влияния
— ОДОБРЕНИЕ. Людям все равно, много ли вы знаете, но они хотят знать,
что вам не все равно! Лидерство начинается не с головы, а с сердца,
идеальная среда для него — значимые взаимоотношения между людьми.
Люди совершают определенные действия ради себя, а не ради нас.
Поняв это, мы должны погрузится в их внутренний мир и узнать, что для
них означает выигрыш, и действовать так, как нужно, чтобы принимаемое
ими решение привело к выигрышу. Только такие взаимоотношения приводят к
одобрению. Соответствующие этому уровню качества, которые необходимо
приобрести и развивать:
– искренне любить людей;
– способствовать успеху тех, кто работает вместе с вами;
– уметь смотреть на вещи глазами других людей;
– расти вместе с другими людьми;
– действовать так, чтобы победителями были все;
– с мудростью относиться к «трудным» людям;
– любить людей больше, чем процесс деятельности.
Человеческие
взаимоотношения создают невидимый клей, на котором держится
ПРОДУКТИВНОСТЬ — третий уровень. На этом уровне лидерства начинает
происходить множество приятных событий. Возрастает прибыль, люди
действуют с воодушевлением, потребности удовлетворяются, планы
реализуются. Каждый ориентирован на достижение результатов. Результаты
— вот главная причина всей деятельности.
Уровни 2 и 3
принципиально различаются между собой. На уровне 2 мы собираемся вместе
просто для того, чтобы быть вместе, другой цели у нас нет. Но на уровне
3 мы собираемся вместе для достижения общей цели. Нам по-прежнему
нравится быть вместе, но теперь мы вместе не просто так, а для
какого-то дела. Другими словами, мы ориентируемся на достижение
результата. Собраться вместе — начало, держаться вместе — прогресс,
работать вместе — успех. Соответствующие этому уровню качества, которые
необходимо приобрести и развивать:
– инициировать и брать на себя ответственность за рост организации;
– формулировать цели организационной деятельности и следовать им;
– развивать ответственность людей за результаты, начиная с себя самого;
– знать, что способствует высоким результатам, и применять знания на практике;
– доносить до каждого члена стратегию деятельности организации и представление о ее будущем.
– стать «фактором перемен» в организации, уметь распоряжаться временем;
– принимать трудные решения, способствующие позитивным изменениям.
Как утверждает
Роберт Таунсенд, лидеры бывают «любого размера, возраста, формы и
кондиции». И все же лидеров, хотя они такие разные, замечают сразу. Это
четвертый уровень лидерства — НАСТАВНИЧЕСТВО. У настоящего лидера люди
постоянно показывают отличные результаты. Величие лидера не в его
собственной силе, а в способности придавать силы окружающим его людям.
Пусть даже вы достигли успеха, но если не подготовили последователей,
то ваша победа — пиррова. Если основная задача работника — сделать
порученную ему работу, то основная задача лидера — способствовать
развитию людей, чтобы они смогли сделать порученную им работу.
Последователи
наиболее преданы лидеру в случае, если он способствовал их личностному
росту. Помогая людям расти как личностям, лидер завоевывает их сердца.
Соответствующие этому уровню качества, которые необходимо приобрести и
развивать:
– осознавать, что ваш главный капитал — это люди;
– отдавать приоритет личностному развитию людей;
– быть образцом для подражания;
– уделять особое внимание наиболее активным 20 % членов своей организации;
– предоставлять возможность роста для ведущих лидеров своей организации;
– быть способным привлекать других успешных лидеров для работы над достижением общей цели;
– создавать вокруг себя «внутренний круг» лидеров, чья деятельность дополняет вашу.
При
продвижении по ступеням лестницы влияния могут возникать проблемы. Вы
можете даже не осознавать, как много новых людей, пришедших в вашу
организацию лишь недавно, считают вас «лидером по должности», так как
они никогда не встречались с вами лично. Поэтому необходимо всегда
помнить следующие правила:
• Найдите возможность личного контакта со всеми членами своей организации;
• Постоянно
встречайтесь с людьми, занимающими ведущее положение в вашей
организации, и обучайте их, а они, в свою очередь, передадут другим
полученные от вас знания.
Вот что в итоге характеризует лестницу лидерства:
Чем выше поднимаетесь, тем больше времени уходит на подъем.
Каждый раз, когда в вашей работе происходят изменения или когда вы
попадаете в новый круг общения, вам приходится начинать с самого
нижнего уровня.
Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень обязательств.
Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой. На каждом уровне влияния у последователей появляются новые основания для добровольного следования за вами.
Чем выше вы поднимаетесь, тем больше рост.
Поднимаясь по ступеням лидерства, вы не покидаете базового уровня.
Если вы, перейдя на более высокий уровень, будете пренебрегать нижними,
то лестница попросту рухнет. Например, вы перешли от уровня одобрения
(взаимоотношения) к уровню продуктивности (результаты) и решили, что
теперь можно не заботиться о людях, благодаря которым продуктивная
деятельность стала возможной. В такой ситуации ваши последователи могут
чувствовать, что вы просто используете их для достижения своих целей.
Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже и прочнее должны становиться ваши
отношения с людьми.
Вы находитесь
на разных уровнях лидерства по отношению к членам группы, лидером
которой являетесь. Будьте готовы к тому, что люди будут по-разному
реагировать на ваше лидерство.
Чтобы
ваше лидерство оставалось максимально результативным, необходимо
помогать другим лидерам вашей организации подниматься вместе с вами.
И в заключение
задание на дом: определите, на каком уровне вы сейчас находитесь и
владеете ли вы соответствующими этому уровню качествами. Если есть
соответствие, то не засиживайтесь, а двигайтесь выше — к 5 уровню!
Источник: http://www.kv-harmony.com |